Традиционная Китайская Медицина. Остеопатия.


ФИЗИОЛОГИЯ ЖЕНСКОЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ СФЕРЫ В КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ


ФИЗИОЛОГИЯ  ЖЕНСКОЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ СФЕРЫ

В КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ

 

     То,  что в китайской медицине «не жалуют» анатомию,  факт известный, но зато понимание функциональных взаимоотношений в организме  доведено  до очень высокого уровня.  Именно на этом построена китайская медицинская теория, диагностика и терапия.  

    Физиология в формате ТКМ это,  в основном,  конгломерат трех базовых учений: 1. о Цзан и Фу (плотных и полых) органах; 2.  Жизненных Субстанциях и 3.   Каналах Коллатералях.   

     Функции внутренних органов во многом  связаны с метаболизмом   Жизненных субстанций, а каналы и коллатерали призваны обеспечить их  циркуляцию по всему организму.

   Но пять Плотных органов (Печень, Сердце, Селезенка, Легкие и Почки) и Шесть Полых органов  (Желчный пузырь,  Тонкий кишечник, Тройной Обогреватель, Желудок, Толстый кишечник и мочевой пузырь)  это еще не все органы. Есть еще ряд экстраординарных внутренних органов (Матка, головной  спинной мозг, кости, костный мозг и  сосуды), которые в отличие от цзан фу органов не имеют своих собственных каналов и интегрируются в  систему Цзан фу органов и каналов  через Экстраординарные (Чудесные)  сосуды. Интегрировать и балансировать    главная их функция.  Особенно  наглядно это просматривается в физиологии женской репродуктивной сферы  

   Физиологию женской репродуктивной сферы рационально  рассматривать с этих же  трех позиций: как трансформацию и циркуляцию  определенных Жизненных субстанций; как  функции внутренних органов в репродуктивной сфере; и как функцию экстраординарных сосудов.

     Матка – экстраординарный орган, которая, как понятие ТКМ    включает   еще яичники и фаллопиевы трубы. А наружные гениталии «включены» в еще более широкое понятие «Нижний Обогреватель» и находятся под влиянием тех же экстраординарных сосудов и еще трех Инь Каналов ноги, особенно,  Печени.  Это следует учитывать при выборе точек и каналов для лечения болезней  наружных гениталий.  

    Главная «жизненная  субстанция»  в женской репродуктивной сфере  это Тянь Гуй (Небесная Вода),  которая в свою  очередь является продуктом трансформации Эссенции Почек. Из древних источников известно, что    Тянь Гуй  это Менструальная Кровь («…менструальная кровь это не Кровь на самом деле, а Тян Гуй… а у мужчин Тянь Гуй это Комната Спермы).    Древние  целители знали, что у женщины есть противоположный аналог мужскому животворящему началу и назвали её Небесной Водой.  Можно  вполне обосновано считать, что  Тяньгуй  это яйцеклетка со всем  комплексом изменений, происходящих в организме в процессе подготовки к оплодотворению  и вынашиванию плода. 

   Теперь об  Эссенции Цзин. Она  хранится  в Почках.    О ней  говорится, что  она зарождается путем слияния Эссенции Отца и Матери в момент зачатия.  Так  формируется её невосполнимая часть – Прежде  Небесная Эссенция. Если она истощается полностью, то на этом заканчивается жизнь.  Есть еще Восполняемая   часть   - После Небесная Эссенция, которая вырабатывается из эссенции Пищи и  Воды.    Эссенция Цзин  участвует в  генерации Ци, продуцировании Крови. Она  же «исходный материал»  для костномозговой эссенции, которая становится костным мозгом, а еще головным и спинным мозгом.  В семилетних циклах изменения Эссенции у женщин и в восьмилетних у  мужчин  (смена зубов, пубертат, расцвет фертильности, её угасание и климакс) угадываются гормональные  перемены, которые происходят  в определенные  периоды жизни и которые напрямую связаны с фертильностью.  Все эти перемены в ТКМ связывают с трансформацией Эссенции Почек.

   Таким образом,  качество Эссенции   Почек отражает врожденные конституциональные  особенности, определяет возрастные перемены, способность к деторождению и к поддержанию жизни вообще. 

    Эссенция «хранится  в пространстве между Почками», так называемом Нижнем Поле Эликсира – Дан Тян (анатомического аналога  в теории  современной медицины нет),  и там же берут свое начало три из восьми экстраординарных сосудов: Чун Май, Жень Май и Ду Май. Первый это Море Крови, второй – Море Инь каналов,  третий – Море Ян каналов. Все три сосуда проходят через Матку и  достигают головы, а сосуд Ду Май входит  в головной мозг. Описанная «конструкция» охватывает все структуры регуляции фертильной функции, G. Maciocia назвал её  гипоталамо-гипофизарно-питуаитарной осью.   Похоже, что   именно через три этих экстраординарных сосуда осуществляется то, что называется  гормональной регуляцией. Через регуляцию  этих трех экстраординарных сосудов  открывается перспектива лечебного воздействия  на эндокринную систему. Причем регуляцию можно осуществлять  простым балансированием Инь и Ян (главное  суметь разобраться,  чем представлен этот дисбаланс)

   Первая половина менструального цикла,  на самом деле,  является  подготовкой к оплодотворению и вынашиванию плода. Она заключается в том, что к Матке движутся три потока: Тянь гуй  из пространства между Почками (Почек), Кровь из Печени и Кровь из Сердца.

    Одной из функцией Печени, согласно канонам ТКМ  является хранение Крови.    «Кровь Печени должна наполнить  сосуды Чун Май и Жень Май… и тогда  эти сосуды достигнут состояния расцвета, начнутся менструации    и девочка сможет родить…». Именно в Недостаточности Крови Печени в ТКМ  видят причину скудости менструаций и  один из самых распространенных вариантов бесплодия. В современной  медицине скудость менструаций  отражает недоразвитие функционального слоя слизистой матки, т.е.  «не готовность» матки принять и выносить беременность. И,  если в медицине обычной  для разрешения этой ситуации, назначают гормональное лечение, то  в  ТКМ  это решается  через  «Питание Крови Печени».

    Кровь Сердца     принимает участие  в «подготовке» к менструации.  Её Кровь и тепло должны достичь  Матки, иначе менструации не наступят (не будет и  фертильности).   Сердце «ведает» разумом и эмоциями и может «пострадать» если они будут чрезмерными. Древние целители уже знали о том какое влияние они могут оказать на фертильную функцию. Случаи аменореи  после стрессов не так уж редки, как и случаи прерывания беременности,  и лечить их нужно через «восстановление связи Крови Сердца с Маткой».  

     Экстраординарные сосуды  «служат путями», по которым движутся к Матке  Эссенция от Почек, Кровь от Печени и Кровь от  Сердца. Но выделяют особые каналы Матки. Так путь от Почек к Матке назван Бао Луо (Соединительный канал Матки), а от Сердца  к Матке – Бао Май (Сосуд Матки). Но «траектория» этих путей каналов совпадает с  сегментом хода сосудов Чун Май, Жень Май и Ду Май от пространства  между Почками до Матки для Бао Луо  и сегментом от Матки до Сердца  - для Бао Май.  Ни Бао Май ни Бао Луо      не имеют ни своих собственных точек,  ни  точек-ключей. То есть на самом деле это все те же   экстраординарные сосуды. Выделение отдельно Бао Луо и Бай Ма подчеркивает ту функциональную значимость, которую имеют Почки и Сердце для фертильности. Очевидно,  что должен был бы   быть обозначен  еще  и особый канал на пути  Крови Печени к Матке,  но такового нет.  Во всяком случае,   дисгармония Печени очень часто  оказывается «источником» проблем в фертильной сфере и об этом нужно помнить. .  

        Существует  довольно  четкая «специализация» экстраординарных  сосудов по отношению к Эссенции и Крови: Чун Май в большей мере влияет на Кровь Матки, Ду Май – на Ян аспект, а Жень Май  на Инь аспект Эссенции, но еще и   на Кровь Матки (Кровь это Инь по отношению к Ци).

    Выше уже говорилось о том, что в 7-8 летних периодах  трансформации Эссенции отражается  гормональная перестройка в     смене  этапов жизни. Менструальный цикл    это тоже проявление  циклических гормональных  изменений, которые в ТКМ связывают с   Эссенцией.  Поэтому циклические гормональные изменения внутри менструального цикла это тоже функция этих же экстраординарных сосудов.

   Таким образом, фертильность женщины определяется:

- зрелостью и полноценностью Эссенции Почек;

- достаточностью   Крови Печени и   Сердца  и  беспрепятственностью её поступления  в Матку от Печени и Крови;

- гармоничностью экстраординарных сосудов.  

    И еще один момент: энергетический вектор менструаций  нисходящий – все субстанции движутся к матке и далее вниз. Это нисходящее движение должно быть сбалансированным – не иметь препятствий, но и не быть чрезмерным. «Сдерживание»  менструаций  обеспечивается  восходящим потоком   Ян Ци Почек и Ян Ци Селезенки,  и удерживающей силой Опоясывающего Сосуда (Дай Май).   

    Если же наступает беременность,  то Кровь Печени и Эссенция Почек становятся источником питания  плода. Если до беременности эти субстанции были слабы, то их потребление    может осложнить  течение  самой беременности или же проявится соматическими симптомами, в основе которых лежит недостаточность Крови Печени или недостаточность Эссенции Почек.  Роль восходящих потоков Ци Селезенки и Почек и тонуса  Сосуда Дай Май в беременность становится особенно важной, так как этим обеспечивается «спокойствие плода». В противном случае  возникнет угроза прерывания беременности. (в ТКМ существует направление терапии -  «успокоение плода»)

     Эссенция  «созревает» к 14 годам (два периода по 7 лет), особенно сильной становится с 21 до 35, начинает  ослабевать после 42 и  «истощается» к 49 ( 7 периодов по 7 ). Истощение Эссенции  означает угасание фертильности, но это не означает, её полного  исчезновения. Просто меняется её качество.   Переход в менопаузу это период серьезных колебаний Эссенции и перестройки организма, дезадаптация к которым может проявиться нарушениями климактерического периода.  Большинство проявления климактерического синдрома следует лечить через гармонизацию Эссенции Почек.

    Таким образом, Эссенция Почек, Кровь Печени, Кровь Сердца, Ци Селезенки и Почек,   экстраординарные сосуды  Чун Май, Жень Май, Ду Май и Дай Май,  Инь каналы ног – вот основные субстанции и структуры обеспечивающие фертильную и менструальную  функции.  В случае патологии в них они могут стать источником проблем в этой сфере.  Но об этом в следующей статье. 

Яндекс.Метрика